PDF Печать E-mail

 

Противопоказания для занятий флай йогой (в гамаках):


При появлении сильных дискомфортов обязательно проконсультироваться с врачом!!

Общие ограничения:
При физическом утомлении
Во время болезни и при повышенной температуре
Ранее чем через 3 часа после еды
Менструация
Беременность

Противопоказания к выполнению перевернутых асан:
Смещение позвоночных дисков
Тромбофлебит
Значительное увеличение щитовидной железы
Слабые кровеносные сосуды в глазах
Отслоение сетчатки глаза
Атеросклероз
Тромбоз мозга
Воспалительные заболевания в голове (отит, синусит, пульпит и т.д.);
Черепно-мозговая травма менее года назад
Повышенное артериальное давление
Воспалительные заболевания брюшной полости (язва желудка или двенадцатиперстной кишки и т.д.)
Хронические заболевания органов пищеварительной системы в стадии обострения
Психические заболевания (эпилепсия и т.д.)
Менструации у женщин

Противопоказания к упражнениям с висами на руках или на ногах:
заболевания суставов в стадии обострения (артриты)
Противопоказания к наклонам вперед, прогибам назад:
межпозвоночная грыжа.

 

 


Что следует знать, прежде чем начать практиковать хатха йогу.

У многих людей асаны ассоциируются с гимнастическими упражнениями. Но это представление ошибочно, ибо асаны отнюдь не предназначены для развития у практикующего громадных, но совершенно ненужных мышц.

«Йога» означает «единство» — единение со своей внутренней сущностью. Это единство наступает только после преодоления двойственности «разум-те­ло» и преобразования ее в единую реальность.

Асана —это устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии.

В «Йога-Сутрах» Патанджали имеется краткое определение асан йоги: «Sthiram, sukham, asanam», что означает: «то положение, которое удобно и устойчи­во». Таким образом, асаны йоги практикуются для развития способности сох­ранять (не ощущая дискомфорта) одно и то же положение тела в течение длительного промежутка времени. Такая способность необходима для практи­ки медитации.

Асаны могут также выполняться с лечебной или оздоровительной целью. Благодаря напряжению и расслаблению мышц, мягкому массажу внутренних органов и тонизирующему воздействию на нервную систему здоровье практи­кующего заметно улучшается. А многие заболевания (среди которых и так называемые «неизлечимые») могут быть значительно ослаблены и даже пол­ностью устранены.

Асаны йоги и другие системы оздоровления

Асаны оказывают глубокое воздействие на физическое, психическое и ду­ховное развитие личности, в то время как гимнастические упражнения разви­вают только мышцы и кости. Гимнастические упражнения выполняются в быстром темпе и поэтому сопровождаются учащенным дыханием. Акробати­ческие, гимнастические и атлетические упражнения могут практиковать толь­ко физически здоровые люди. Эти системы упражнений чрезмерно развивают мышцы тела, которым, вследствие увеличения массы, требуется усиленное питание. Следовательно, сердце и дыхательная система должны работать в более напряженном режиме, что ведет к растрате жизненной энергии. Моло­дой человек, практикующий эти упражнения, может чувствовать себя силь­ным и здоровым. Но с возрастом жизненные функции его организма замедлятся, возникнет затрудненность в движениях, появятся ревматические боли из-за износа хрящевой ткани в суставах, чрезмерно развитые мышцы станут дряблыми и потеряют свою твердость; мышечная ткань превратится в жиро­вую. Даже в молодом организме, при прекращении тренировок более чем на месяц, начинается процесс деградации гипертрофированных мышц в жиро­вую ткань.

Гимнастические упражнения, поднятие тяжестей и другие системы физи­ческой культуры не подойдут в качестве ежедневной практики каждому жела­ющему. Больные и слабые люди, дети и старики, безусловно, не смогут их выполнять. Кроме того, эти упражнения не обеспечивают восстановления жизненных функций и общего расслабления организма, которые так необхо­димы сегодня людям.

Отличаются ли от них в этом отношении асаны? Безусловно. Механизмы воздействия йогасан и атлетических упражнений на организм человека совер­шенно различны. Во время выполнения йогасан дыхание и обмен веществ замедляются, потребление кислорода и температура тела падают. Напротив, атлетические упражнения интенсифицируют дыхание и обмен веществ, пот­ребление кислорода растет, а тело нагревается. Йогасаны замедляют катаболические процессы, в то время как атлетические упражнения их ускоряют. Поми­мо этого, асаны были разработаны еще и для оказания специфического стиму­лирующего воздействия на эндокринные железы и внутренние органы, а также для активизации электрохимической активности центральной нервной систе­мы (ЦНС).

Общая польза

Физическая: при регулярной практике асан все железы внутренней сек­реции нашей эндокринной системы выделяют оптимальное количество гор­монов. Это нормализует как физическое, так и психическое состояние челове­ка. Сбой в работе хотя бы одной из желез ощутимо сказывается на здоровье, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эндокринная система функционировала наилучшим образом. Регулярная практика асан очищает и омолаживает боль­ные органы, восстанавливая их нормальную деятельность.

Мышцы и кости, нервная и эндокринная, дыхательная и выделительная системы, а также система кровообращения скоординированы таким образом, чтобы поддерживать и облегчать функционирование друг друга. Асаны делают тело гибким и способным легко приспосабливаться к изменениям окружаю­щей среды; стимулируют внутренние органы, вследствие чего вырабатывается нужное количество пищеварительных соков (слюна, ферменты и т. д.). Сим­патическая и парасимпатическая системы уравновешиваются, и управляемые ими внутренние органы никогда не впадают в состояния гипо- или гиперак­тивности.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что асаны поддерживают тело в оптимальном состоянии и способствуют выздоровлению больных ор­ганов.

Психическая: асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность и сосредоточенность. В ходе регу­лярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Все проблемы мира, все его тревоги и печали вы сможете встретить с абсолютным спокойствием. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия к человеку, их излучающему, а его речь, поведение и поступки носят отпечаток величественности.

Духовная: асаны являются третьей ступенью восьмиступенного пути рад­жа-йоги, и в данном аспекте асаны подготавливают тело к более высоким практикам йоги, а именно: к пратьяхаре — отвлечению органов чувств от объектов, дхаране — сосредоточению, дхьяне — медитации и самадхи — дос­тижению космического сознания. В хатха-йоге, которая более глубоко связана с подготовкой тела к высшим духовным практикам, очень большое внимание уделяется очищению тела с помощью асан. Детальное описание асан приводит­ся в таких древних текстах, как «Хатха-Йога-Прадипика» и «Гхеранда-Самхи-та». И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути. Некоторые люди полагают, что асаны — это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно неверная точка зрения. Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью.

Асаны следует рассматривать как формы медитации и психического очи­щения. Их должно практиковать в точности так, как это описано в тантрах, — с сосредоточением сознания на соответствующих центрах (чакрах). К сожа­лению, большинство книг по йоге и большинство людей, преподающих йогу, совершенно игнорируют этот аспект выполнения йогасан.

Йогасаны для современного человека

Современный человек окружен огромным количеством всевозможных «достижений цивилизации», назначение которых — создание физического комфорта и получение чувственных наслаждений. Он работает в кондициони­руемом помещении, спит на толстом поролоновом матрасе, перемещается только на автомобиле, развлекается в кинотеатрах и ночных клубах, употреб­ляет снотворное, транквилизаторы и прочие медицинские препараты для того, чтобы быть в состоянии противостоять негативному влиянию современной жизни, чтобы хоть на время обрести покой и получить столь необходимый его психике отдых. Но вместо покоя, отдыха и счастья он чувствует лишь неуклон­но возрастающее физическое, психическое и эмоциональное напряжение. Сов­ременный человек не в состоянии защитить себя от фрустрирующего влияния современного общества. А существует ли вообще способ освободиться от этого влияния? Да. С помощью йоги. Практикуя йогасаны, человек может избавить­ся от таких недугов, вызванных современным «цивилизованным» образом жизни, как запоры, ревматизм, закрепощение суставов, беспокойство и нерв­ное напряжение. Те, кто регулярно практикуют асаны, имеют значительно больше сил и энергии противостоять выдвигаемым жизнью проблемам. Се­мейные и общественные взаимоотношения автоматически становятся более гармоничными.

В наш век научных открытий и изобретений, когда существует такое огром­ное количество технических средств для привнесения комфорта в жизнь чело­века, кажется неправдоподобным, что лишь немногие люди имеют возмож­ность радоваться и наслаждаться жизнью, а между тем — это факт. Огромное количество людей имеют большие доходы, тем не менее жизнь их бедна и бесцветна. Они невосприимчивы к радостям жизни и полагают, что счастье — это лишь воспоминания детства. Практика асан поможет избавиться от подоб­ного «безжизненного» существования. Ваше восприятие жизни значительно расширится, вы будете с легкостью вникать в проблемы других людей, посте­пенно начнете ощущать себя частью всемирного человеческого братства.

Люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом, смогут зна­чительно повысить эффективность своего мышления и развить способность проникновения в суть рассматриваемых вопросов; их ум будет функциониро­вать четко и ясно. Люди, занимающиеся физическим трудом, смогут поддер­живать себя в хорошем состоянии и снимать все напряжения и стрессы, нако­пившиеся в течение дня.

В последние годы огромное количество людей, особенно молодых, пытаясь хоть как-то упорядочить свою жизнь и привнести в нее некий смысл, прибега­ют к помощи наркотиков, ЛСД, гашиша и пр. Для таких людей йога (сюда же относятся и асаны) — великолепный способ привнести новый смысл в свою жизнь. Возможности наркотиков ограничены, к тому же они разрушительно действуют на организм, в то время как систематическая практика йоги приво­дит к окончательной реализации.

История и мифология

История йогасан как физической, психической и духовной культуры уходит своими корнями в глубины веков. О них говорится в древнейшем из ныне известных человечеству литературных произведений — Ведах, которые содер­жат мудрость достигших реализации риши и мудрецов тех времен. Но некото­рые исследователи полагают, что наука йоги возникла гораздо раньше, чем даже Веды.

Во время археологических раскопок остатков древней цивилизации в Хараппе и Мохенджо-Даро (сейчас эти территории принадлежат Пакистану), было обнаружено множество статуэток, изображающих Бога Шиву и Парвати (его жену) в различных йогасанах. Эти руины остались после цивилизации, период расцвета которой приходится на доведические времена, — задолго до того, как на индийском субконтиненте появилась цивилизация ариев.

Согласно традиции и древним писаниям принято считать Шиву основопо­ложником йоги. Он создал асаны и обучил им свою первую ученицу — Парва­ти. Утверждают, что первоначально было разработано 8 400 000 асан, соответ­ствующих 8 400 000 уровням сознания, каждый из которых прорабатывается индивидуумом в течение одного перевоплощения, прежде чем он получит освобождение от цикла рождений и смертей. Эти асаны символизируют собой эволюционный процесс — от простейших форм жизни до человека, пол­ностью познавшего как свое Я, так и строение Вселенной. При этом полагалось, что, выполняя эти асаны, человек может пройти все стадии перевоплощения в течение одной жизни, эволюционируя от одного уровня сознания к другому.

В течение веков асаны модифицировались великими риши и йогами, их число уменьшалось, и в настоящее время известно всего несколько сотен йогасан. Из них только восемьдесят четыре имеют подробное описание и лишь около тридцати рекомендуются для практики современному человеку.

Шива рассматривается как некий символ — образ, в котором воплотилось высшее сознание. Когда душа человека освобождается от привязанности к материальному миру, он достигает состояния чистого сознания. Парвати рас­сматривается как мать всей Вселенной. Она — воплощение высшей мудрости. Милостью ее человек становится свободным (мукта) и объединяется с выс­шим сознанием. Говорят, что она из любви и сострадания к своим детям подарила им свое тайное знание в виде тантра-шастр. Она олицетворяет собой материнский аспект — огромную энергию, находящуюся внутри каждо­го из нас в спящем состоянии. Эта энергия (шакти) известна также как кундалини.

Слово тантра происходит от сочетания двух слов: «таноти» («расшире­ние») и «траяти» («освобождение»). Таким образом, тантра — это наука, указывающая путь расширения сознания и освобождения его от присущих ему ограничений; йога же — это ветвь тантры. Мы не можем отделить йогу от тантры. Обе они происходят от Шивы и Шакти. Сознание и материя не могут быть разделены — они сопутствуют друг другу в точности как огонь и его тепло.

Тантра — это путь духовного развития для обычных людей, освобождения их от страданий и привязанностей материального мира, причем, следуя этому пути, человек имеет возможность наслаждаться всеми земными радостями. Тантра требует от человека прежде всего определить пределы и потенциальные возможности его тела и разума. Далее тантра предписывает определенные техники для расширения мирского сознания до божественного, а затем — до чистого, освобожденного сознания. Различные асаны, пранаямы, мудры и бандхи практикуются для очищения тела, разума и сознания. Очевидно, что все эти техники йоги берут свое начало в тантре.

Первым исторически зафиксированным адептом асан был великий йог Горакхнатх. В те времена наука йоги не была популярна, и Горакхнатх обучил асанам лишь своих ближайших учеников. Йоги того времени жили вдали от общества — в горах и лесах, где они вели жизнь отшельников и аскетов, получая от окружавшей их дикой природы все необходимое для жизни. Учи­телями этих йогов были животные, поскольку последние жили естественной жизнью и были свободны от мирских проблем и болезней. У зверей не было ни докторов, ни лекарств, природа была их единственным целителем. Многие техники йоги были изобретены благодаря изучению жизни обитателей леса. Стоит ли удивляться тому факту, что йога является такой естественной и эффективной системой лечения болезней?

В наше время йога начала распространяться по всему миру, это учение быстро становится всеобщим достоянием. Многие врачи и ученые настоятель­но рекомендуют занятия йогой. Передовые люди понимают, что йога является всеобщим достоянием, а не привилегией святых и аскетов, отрекшихся от мира и погрузившихся в уединение.

Классификация асан

Мы разделили асаны на несколько основных групп. Нет необходимости выполнять все асаны без исключения, да это, по-видимому, и невозможно для современного человека, свободное время которого сильно ограничено.

Асаны разделены на три группы: для начинающих, людей средней подго­товки и опытных практикующих.

Упражнения для начинающих должны выполняться теми, кто никогда не занимался йогасанами, кто в силу каких-либо причин ослаблен либо болен и не может выполнять более трудные практики. Эта группа состоит из элементар­ных упражнений, предназначенных для подготовки тела и разума к асанам и медитативным позам. Эти упражнения ничуть не менее эффективны, чем асаны для опытных практикующих, кроме того, они очень полезны для укреп­ления физического здоровья. В эту группу вошли две серии паванмуктасаны, предмедитативные и медитативные асаны.

Упражнения для людей средней подготовки состоят из асан, которые могут быть довольно трудны для людей, выполняющих без малейших затруднений практики для начинающих. При выполнении этих асан требуется гораздо большие уравновешенность, сосредоточенность и координация движений с дыханием. В эту группу включены такие асаны, как йога-мудра, комплекс сурья-намаскара и др.

Упражнения для опытных практикующих предназначены для тех людей, которые хорошо управляют своими мышцами и нервной системой и в совер­шенстве овладели асанами среднего уровня. Приступая к практике асан этой группы, не следует проявлять нетерпение и излишнюю активность. Эти асаны предпочтительнее выполнять под руководством опытного инструктора.

Асаны подразделяются также на динамические и статические.

Динамические асаны это упражнения, выполнение которых требует энергичных движений тела. Эти практики (фактически гимнастические уп­ражнения) в данной книге мы будем рассматривать как асаны, хотя слово «асана» означает «устойчивое (неподвижное) положение». Цель этих асан сос­тоит не в развитии мышц практикующего и не в придании ему гимнастической гибкости, а в расслаблении его мышц и суставов, а также в улучшении цирку­ляции застоявшейся в разных частях тела крови. Они укрепляют кожу и мыш­цы, интенсифицируют работу легких, выделительной системы и улучшают перистальтику. Они особенно полезны для начинающих. Динамические асаны включают в себя такие серии, как сурья-намаскара, паванмуктасана, динами­ческие варианты пашчимоттанасаны, бхуджангасаны и др.

Статические практики выполняются либо с незначительными движени­ями, либо вообще без движений; нередко тело остается в одном положении в течение нескольких минут и более. Эти асаны мягко массируют мышцы, внут­ренние органы и железы, а также расслабляют нервные ткани во всем теле. Они приводят разум в спокойное состояние и подготавливают практикующего к высшим ступеням йоги, таким, как медитация. Некоторые из них особенно эффективны для отвлечения сознания от объектов чувств. Другие подготавли­вают тело к медитативным техникам, вырабатывая в нем устойчивость и неподвижность. Во время практики этих асан дыхание, как правило, замедля­ется, а практикующий сосредотачивает свое внимание на определенной части тела (в зависимости от выполняемой асаны). Почти все асаны в этой книге относятся к этому классу, включая такие, как ширшасана, сарвангасана, пашчи-моттанасана и др.

Указания и предупреждения

Нижеследующие указания должны быть тщательно изучены, прежде чем вы приступите к практике самих асан. И хотя некоторые люди смогут сразу выполнить ту или иную асану, всегда нужно помнить, что асаны будут наиболее эффективны и принесут реальную пользу лишь в том случае, если они будут выполняться должным образом и после правильной подготовки.

Опорожнение кишечника. Перед тем как начать выполнение асан, необходи­мо предварительно опорожнить мочевой пузырь и кишечник. Если у вас запор, выпейте два или три стакана слегка подсоленной воды, а затем выполните упражнения, описанные в разделе шанкхапракшалана. Выберите для посещения туалета какое-то определен­ное время (перед выполнением асан). Не напрягайтесь, старайтесь полностью расслабиться. Через несколько недель ваш кишечник будет автоматически освобождаться в выбранное вами время. Избегайте применения слабительных.

Опорожнение желудка. При выполнении асан желудок должен быть пустым. Для этого вы должны начинать практику асан не ранее чем через три-четыре часа после приема пищи. Именно в связи с этим рекомендуется заниматься асанами утром, до завтрака: желудок в это время пуст.

Солнечные ванны. Никогда не практикуйте асаны сразу после продолжи­тельного приема солнечных ванн.

Дыхание. Всегда дышите через нос, если ваш инструктор не дал вам специ­альных указаний на этот счет. В ходе выполнения асан старайтесь координи­ровать дыхание с движениями тела.

Место для практики йоги. Выполняйте асаны в тихой, спокойной и хорошо проветриваемой комнате. Воздух должен быть свежим, чтобы вы могли без усилий вдыхать нужное количество кислорода. Можно заниматься и вне дома, но окружающая обстановка должна быть приятной. Например, для занятий вполне подойдет место в красивом саду, среди деревьев и цветов. Не следует практиковать асаны в грязном помещении, на сильном ветру, на морозе или в помещении со спертым воздухом, в котором присутствует дым или чувству­ются какие-то запахи.

Не выполняйте асаны рядом с мебелью, огнем или чем-то, что может поме­шать свободному падению на пол (особенно при выполнении таких упражне­ний, как ширшасана). Многие несчастные случаи происходят именно в резуль­тате падения практикующего на какой-либо предмет. Не проводите свои заня­тия вблизи электрического вентилятора.

Напряжение. При выполнении асан никогда не прилагайте чрезмерных уси­лий. В начале своей практики начинающие могут обнаружить, что некоторые их мышцы не растянуты должным образом, но спустя 2—3 недели они с удивлением отметят, что эти мышцы стали более эластичными.

Возрастные ограничения. Асаны могут практиковать люди любых возраст­ных групп и вне зависимости от пола.

Предостережения. Люди, у которых когда-либо были переломы костей, а также страдающие хроническими заболеваниями, такими, как язва, туберкулез или грыжа, прежде чем приступить к практике асан, должны проконсультиро­ваться у инструктора йоги или у врача. Если вы чувствуете, что по какой-либо причине вам не стоит практиковать асаны, следует немедленно обратиться за советом к специалисту.

Время практики. Асаны могут выполняться в любое время дня (но не сразу после приема пищи). Однако наилучшее время для практики асан — промежу­ток между четырьмя и шестью часами утра. На санскрите этот промежуток называется брахмамухурта. Этот период времени наиболее благоприятен для занятий высшими ступенями йоги. Воздух в это время чист, спокоен и напол­нен солнечной энергией. Активность желудка и кишечника приостановлена. Ум относительно спокоен на сознательном уровне, в нем еще нет мыслей о подготовке к предстоящему дню.

Практикующий, вероятно, заметит, что его мышцы в это время менее эластичны, чем во второй половине дня.

Последовательность в практике. Асаны должны выполняться в первую очередь, затем идет пранаяма, и в последнюю очередь — медитация.

Ощущение своего тела. Практикуя асаны, старайтесь делать их медленно, полностью ощущая свое тело. Если вы чувствуете боль или, напротив, прият­ные ощущения, старайтесь не реагировать — просто воспринимайте то, что чувствуете. Так вы разовьете сосредоточенность и выносливость.

Одежда. Одежда для практики асан должна быть свободной, легкой и удоб­ной. Непосредственно перед началом практики снимите очки, наручные часы и украшения.

Купание. Перед началом практики асан старайтесь принимать холодный душ. Это в значительной степени повысит эффект от их выполнения.

Релаксация (расслабление). Делайте шавасану до, после и по ходу выполне­ния всей серии асан, стараясь максимально расслабить тело. Шавасана кажется очень простой и легкой, но выполнить ее до полного расслабления достаточно трудно.

Диета. Практика йогасан не предусматривает строгих диетических ограни­чений — лучше всего питаться естественной пищей, соблюдая разумные пре­делы в ее количестве. В противоположность устоявшемуся мнению, йога от­нюдь не обязывает вас стать вегетарианцами, хотя на высших ступенях вегета­рианская диета рекомендуется. Практикующим йогу следует наполнять пищей свой желудок лишь наполовину, одну четверть —водой и оставшуюся четверть оставлять пустой. Ешьте ровно столько, чтобы утолить свой голод, не пере­едайте, чтобы потом не чувствовать тяжесть в желудке и леность в движениях. Ешьте, чтобы жить, а не живите, чтобы есть.

Если асаны выполняются с целью духовного роста, вы должны избегать пищи, которая повышает кислотность или вызывает усиленное образование газов в пищеварительной системе.

Если практикующий страдает каким-либо заболеванием, то он должен соб­людать диетические ограничения, соответствующие этому заболеванию.

Прекращение практики асан. Если во время практики вы почувствуете ост­рую боль в какой-либо части тела, выполнение асаны должно быть немедленно прекращено; если необходимо, попросите совет у специалиста. Не удерживайте асану, если испытываете сильный дискомфорт.

Перевернутые позы. Не практикуйте перевернутые асаны, если в кишечнике скопились газы или если есть основания полагать, что ваша кровь сильно загрязнена. Чрезвычайно важно быть уверенным в том, что токсины не попадут в мозг и не причинят вреда.[1]



[1] Свами Сатьянанда Сарасвати. АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА.

 

 

 
PDF Печать E-mail

 

Цигун (кит. трад. ??, упр. ??, пиньинь: q?g?ng)

- одна из древнейших оздоровительных методик, обеспечивающая восстановление здоровья человека и его долголетие. Методы оздоровления, которые были известны более 7 тысяч лет назад в Китае, воплощены в гимнастике цигун. Система цигун это не только оздоровительные упражнения, но и дыхательная гимнастика.
Основу практики цигун составляют плавные физические упражнения в сочетание с дыхательной гимнастикой, которые адаптированы для людей с ослабленным здоровьем. Занятия цигун проводятся с одновременным прослушиванием приятной расслабляющей музыки.
Непосредственная задача практики цигун состоит в пробуждении дремлющего в человеческом теле механизма самовосстановления. Посредством которого, естественным образом восстанавливается здоровье.
При регулярных занятиях гарантированно возрастает сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям, повышается умственная и физическая работоспособность, уравновешиваются эмоции, нормализуется состояние суставов, позвоночника и всех систем организма. Что послужит укреплению здоровья и продлению жизни.

Основным базовым упражнением в цигун, направленным на подготовку тела, сознания и духа во всех внутренних системах, является «Столбовое стояние», иначе «Столб» или «Дерево» (кит. Чжань чжуан) . Данная практика имеет множество разновидностей, определяющих следующие задачи:
- Оздоровление
- Регуляция энергии
- Выстраивания принципов построения тела
Важнейшую роль в «Столбе» играет возможность укрепления силы сознания, такт как именно функциям сознания здесь придается особое значение – в понимании не только своего тела и особенностей работы энергии, но и в непосредственном познании сознанием самого себя. Просто стоять в положении Чжань чжуан не достаточно, лишь при концентрированном подходе к упражнению мы можем говорить о «внутренней работе».

 

 
PDF Печать E-mail

 

 

 

Аштанга йога виньяса

(одна из современных систем хатха-йоги, основателем которой являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После того, как в 2009 году Джойс оставил тело, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами). Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству

практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.

Аштанга-виньяса является динамической практикой йоги, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой, бандхами и дришти. Во время выполнения практики сохраняется дхьяна.

Тренировки существуют шести базовых уровней (возможно, существует седьмой). Информация по первым пяти уровням доступна: выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса (Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле) выполняют виньясы разных уровней.

 

 

 

 
PDF Печать E-mail

 

Циклическая медитация (Cyclic Meditation) - это практика, переданная индийским учителем йоги Джаякумаром Свамишри из Майсора, который проходил обучение в традиционных ашрамах-колледжах Vivekananda Yoga Kendra (Bangalore) и Kaivalyadham Yoga Institute (Lonavala, традиция Свами Кувалаянанды). Практика сочетает в себе методы, похожие на некоторые виды випассаны и йога-нидру. Дж. Свамишри говорил, что истоки этой практики содержаться в Мандука Упанишаде. Во время занятия практикующие сначала выполняют определенную последовательность простых асан в предельно замедленном режиме, с закрытыми глазами, полностью отслеживая все малейшие ощущения в левой и правой стороне тела. Это позволяет направить внимание внутрь, приближаясь к состоянию пратьяхары (отвлечения чувств от внешних объектов), и почувствовать скрытые "зажимы" и "блоки" в теле.

Подробнее...
 
PDF Печать E-mail

Йога Нидра - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием. Постигая науку Йога Нидры, вы постепенно проникаете в сокровенную природу вашего сознания и освобождаетесь от многих ментальных напластований, ущемляющих ваше подлинное Я. Характерно, что в обычной обстановке бодрствования активизируется сознательный ум, но когда вы расслабляетесь, пробуждаются подсознательные и бессознательные сферы вашего ума, предоставляющие вам возможность воздействовать на корни тех болезней, комплексов и страхов, которые плодоносят в сознательном уме. Именно эти сферы вашего ума являются подлинными резервами вашей мощи. По существу, весьма простая техника Йога Нидры позволяет проникнуть в т.н. «мертвые» зоны сознания. Подсознание - прилежный и исполнительный ученик, который немедленно выполняет любые приказания. Регулярно практикуя Йога Нидру, вы научитесь управлять подсознательным умом, за которым послушно последуют и ваш сознательный, рациональный ум.

 
PDF Печать E-mail

Бог живет в каждом.

Заботься обо всех живых существах и уважай их, потому что Бог живет в каждом. Когда мы несем Бога в сознании нашего сердца, мы реализуем любовь, потому что она относится к нам и ко всем существам. Ни одна другая сила в мире не способна открыть наше сердце, только любовь! Отдавай любовь, предоставляй защиту, даже отдай самого себя, если это может помочь кому-то. Позволь своей энергии течь – чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Когда ты работаешь для других – Природа работает для тебя и постоянно снабжает тебя свежей энергией.

Шри Кабирдас писал: «Жизнь – как вода, набранная в горсть. Она неминуемо убегает сквозь пальцы и скоро рука пустеет. Каждую секунду ты теряешь по бесценной жемчужине жизни, и неведомо тебе, как длинно ожерелье твоей жизни».

Подробнее...
 
PDF Печать E-mail

Есть простая и очень эффективная духовная практика, которая освобождает от малы (нечистых мыслей), викшепы (волнений, нервозности, беспокойства, раздраженности) и авараны (неведения, ложных представлений), которую любой человек может с легкостью выполнять в обычной жизни. Это анупасана.

Ану означает «крошечная часть», «атомарная частица»; упасана – «следовать, выполнять, практиковать, начинать что-либо».

Анупасана – «маленькая смелость», которая не требует затрат времени или денег, но при регулярном выполнении может принести неоценимую пользу. Она способствует духовному росту, развивает волю и уверенность в себе, очищает наше «внутреннее пространство» и предохраняет от внутренних и внешних раздражений.

Подробнее...
 
PDF Печать E-mail

 


 

Йога и религия.

К великому сожалению, во многих культурах представления людей о Боге стали превратными и догматичными. История изобилует так называемыми «священными» войнами – не прекращаются они и по сей день.

На самом деле, «священных войн» не бывает! Бог, который создал весь мир, с одинаковой любовью относится к каждому живому существу.

Для Бога не имеет превосходства ни одна из религий. Бог, провозглашающий себя Богом христиан, индуистов или мусульман, в действительности им не является, потому что в Боге не существует разделения. Размежевание религий – дело рук человеческих, и оно породило множество страданий в мире.

Подробнее...
 
PDF Печать E-mail

 

 


 

Притча о том, как следует распорядиться словами и благословением Учителя.

Однажды земледелец и торговец попросили Учителя дать им мантру. Учитель вручил каждому из них по маленькому бобу и сказал: «Мне нужно уехать сейчас на некоторое время, а вы хорошо присматривайте за своими бобами. Когда я вернусь, вы должны будете вернуть их мне. Тот, кто вернет свой боб в целости и сохранности, получит от меня мантру, а тот, кто будет небрежен или потеряет его, не получит ничего».

Торговец взял свой боб, бережно завернул его в хлопок и спрятал в маленькую шкатулку, которую запер на ключ. А крестьянин рассудил так: «Кто знает, как долго будет отсутствовать Учитель. К тому времени боб может засохнуть или его съесть жучок». А поскольку было как раз время посева, крестьянин посадил свой боб в землю. Вскоре тот пустил росток, и когда подошло время сбора урожая, с этого единственного куста крестьянин собрал целую пригоршню бобов. Поскольку же Учитель так и не вернулся в следующем году, земледелец высадил его бобы снова. В этот раз он собрал урожай в несколько мешков. А еще через год бобами был забит весь его амбар.

Наконец на четвертый год Учитель вернулся. Оба ученика были несказанно рады его возвращению. Торговец с большими церемониями начал открывать свою шкатулку, чтобы вручить Учителю сохраненный боб. К своему величайшему ужасу, внутри он обнаружил

Только высохшие останки личинки моли. Зерновая моль проникла сквозь замочную скважину в шкатулку и отложила там яйцо. Личинка вылупилась, съела боб и благополучно скончалась. Учитель покачал головой и сказал: «Увы, ты не внял моим наставлениям».

Затем он повернулся к земледельцу и спросил: «А где твой боб?» Крестьянин отвечал: «Учитель, тот боб, который ты дал мне, так сильно разросся, что я не в силах тебе его принести. Я прошу тебя пойти со мной, чтобы я смог его отдать». Он повел Учителя к себе в амбар, где громоздились кучи бобов. «Ты все правильно понял», - сказал Учитель, благословил его и дал ему мантру.

Мантра –это «живое» слово: оно подобно семени, которое вырастает в могучее дерево, расцветает и плодоносит. В ней содержится безмерная сила для развития и расширения внутреннего пространства – но только в том случае, если ученик постоянно держит ее в уме и каждый день ее повторяет. Непрерывная практика мантры очищает сознание и ум. Если же мантру просто отложить в сторону «на хранение», она увядает, как цветок без воды.